nightbomber_y2 (nightbomber_y2) wrote,
nightbomber_y2
nightbomber_y2

Код Украина. Часть 3. Гл.1. Конец 1640-х - начало 1650-х гг

[Содержание]Содержание (по мере публикации новых частей, будут появляться новые ссылки):

Часть I. Как появились украины и что означалиЧасть II. О МалороссииЧасть III. Имя «Украина». Продолжение истории


Вступление.

В первой части этого материала мы выяснили, что обыкновенное русское слово «украина» к 1670-1680-м годам в Польше стало именем целого края, если точнее, то области в среднем Поднепровье – «Украиной». Часть этих земель– левобережье Днепра (условно) - с польскими правилами землеописания Речи Посполитой не согласилась и, являясь коренным населением, избрала для своей земли другое имя – «Малая Россия». Как мы знаем, имя «Малороссия» просуществовало до событий 1917 года. Для жителей Московского государства обыкновенное имя «украина» имело чисто русское значение охраняемой рубежной земли своего государства, в дальнейшем — значение укрепленного пограничья. Для них исторически естественным для своей земли было имя «Русь». Странно, что поляки обижаются на то, что другой народ имеющий суверенность для именования своих исторических земель отвергает навязываемые Польшей имена. Русские не имеют таких традиций.

Совершенно естественно возникают вопросы. Имя «Малороссия» формировалось также постепенно, как и имя «Украина»? Которое из них «родилось» раньше? Что явилось причиной этого? Существовали ли эти имена одновременно и раздельно для населения на правом и левом берегах Днепра, или это — выдумки польских историков? Насколько авторитетно новое имя «Украина» было у населения и что для них означало? И еще масса других вопросов, которые не возникали в прошлом. Ответы на эти вопросы непросты и громоздки в пояснениях - так много «нагородили» и постулировали неочевидного за все ушедшие годы. Попробуем затронуть только некоторые стороны связанные со становлением имени «Украина».

1.3 Конец 1640-х - начало 1650-х гг.

Существует достаточно много примеров того, что в этот период обычное название «украина» для поляков именем еще не являлось, а употреблялось ими в значении пограничья на южных границах Речи Посполитой для самых разных местностей – «украин» было много. Характерным примером служит донесение (июль) 1648 года киевскому воеводе Адаму Киселю от его посланника в лагерь восставших козаков Хмельницкого П. Ласка. Он пишет, что « восстала вся Заднепровская Украина, Киевская и Брацлавская» (пер. с польск.) [1]. Указание на какую либо из «украин» у поляков дополнялась определением места – Киевская, Заднепровская, Литовская и т. д. Таких "Ukrainia" в разных воеводствах, то есть «украин» в Польше тогда было много.

Безусловно, в доказательство единственности украинской «Украины» «сознательные» приведут карту Боплана 1648 года прилагавшуюся к его книге «Описание Украины и реки Днепр» первого Руанского издания 1650 года. Эта книга является важным памятником землеописания XVII века, но аргументы в обоснование употребления в легенде карты «украины» на латыни в значении пограничья приведем в отдельном материале.

Рисунок 1. Заглавие книги Г. де Боплана «Занимательное описание Польской Украины и реки Днепр» 1833 года переведенной на польский язык. И даже карта "Ukrainae"приложена, как заявлено Бопланом, она вклеена.

Однако, с поляками все ясно, их «Ukrainia», как имя для польских земель среднего бассейна Днепра в Речи Посполитой, окончательно появится к 80-м годам XVII ст. и будет все чаще появляться на картах европейских граверов. Но причем здесь обыватели Днепровских берегов - козаки и посполитое население? Они-то как называли области своего проживания? Как звали свою родину, как звали отчизну?

Выражение «отчизна наша» в документах Речи Посполитой той эпохи встречается чрезвычайно часто. Причем его употребляют и русские, и поляки, и всегда в значении «Речь Посполитая».

Рисунок 2. М. Лубенский (Maciej Łubieński, 1572-1652), примас Польши и Литвы.

Так, например, упоминавшийся ранее известный в истории Киевский воевода, русский православный Адам Кисель в письме от 31.05.1648 архиепископу гнезненскому Мацею Лубенскому сокрушается о возможных последствиях в случае объединения московских войск с козаками Хмельницкого и пишет: «Единая кровь. Единая религия. Боже сохрани, чтобы они не замыслили что – либо против нашего отечества, всегда побеждавшего их, а ныне жалкого, пораженного несчастьем, которое сейчас властвует над Речью Посполитой» [2].

Рисунок 3. Указаный фрагмент письма А. Киселя.

А. Киселя в Украине считают воплощением украинского патриотизма, поэтому его пример типичен.

К слову, и русские земли, и их коренное население сами поляки именовали «Русь, русские земли, южная Русь» - "Rus, ruskie ziemi, Południowa Rus". Полякам применять имя «Малая Россия» для взбунтовавшейся части русских земель Польши было абсолютно неприемлемо, в том числе и по причине его антикатолического символизма. А вот «Украина» со временем для них стала удобным маркером. Правда, связи с историей Руси у нового польского имени не было. А вот у имени «Малая Россия» связь с историей Руси была прямая и естественная - через крещение всей Руси в православие князем Владимиром.

Весной 1648 года в Речи Посполитой начались выступления против поляков вольных козаков во главе с Богданом Хмельницким, к которым стали присоединяться и реестровые козаки т. е. контрактники.

Воеводы украинных городов Московского государства (Путивля, Ряжска, Севска и др.) о вестях из соседнего государства пишут: «А у запорожских черкас с поляками междусобная брань большая. …И в том городе (Переяславле) собрались козаки и многие своевольные[i] люди, а гетман де у них Хмельницкий, и в запорогах городок Кодак взяли, польских людей высекли[ii] …а уговор меж татар с казаками воевать сообща польские города и губить поляков, а мелких белорусских людей не воевать и не рубить» [3]. «И паны и шляхта и жиды все выбежали из украинных городов за Днепр…а реестровые козаки изменили, передались к тем же самовольным козакам. …а Литва полякам не помогает» [4], «..во всех литовских городах урядников нет, все поехали в Польшу, для того де что в литовской стороне смятение большое стоит, ляхи бьются беспрестанно с запорожскими козаками. А бой де у козаков за крестьянскую[iii] веру, Церкви божии поляки не почитают и крестьянскую веру посрамляют» [5]..

8 апреля 1648 года в битве на Желтой Воде отряды Богдана Хмельницкого нанесли большое поражение полякам. 16 мая последовало следующее поражение поляков. 28 мая 1648г. Хмельницкий обратился к «народу Малороссийскому» с Универсалом, в котором разъясняет причины его вооруженной борьбы с поляками и призывает присоединиться к нему для защиты своих прав вооруженной рукой [6].

«Зиновий Богдан Хмельницкий, гетман славного войска реестрового Запорожского и всей существующей по обеим сторонам Днепра украины Малороссийской, вам по обеим сторонам реки Днепра всем шляхетным[iv] и простым, большего и меньшего чина Малороссийским людям, особенно шляхетно – урожденным козакам, братии нашей[v],…».Так начинает свое обращение к населению Хмельницкий, заявляя что «постановили восстать сердцем и оружием не против короля, пана милостивого нашего, но против поляков, за ни за что[vi]маючих высокоповажные его привилегии, охраняющие и укрепляющие права и вольности наши древние нам козакам и вообще всем Малороссиянам данные».

Права и свободы, о которых говорит Хмельницкий, это давние «войсковые и Малороссийские при особливом утверждении веры нашей православной». Выражение «права и свободы» для русского населения в польской Республике не должны вводить в заблуждение и создавать ощущение «равенства» русских в правах и свободах, имевшихся у поляков и литовцев – учредителей многонациональной польско - литовской федерации. Русские, не являясь полноправными гражданами, наделялись специальными правами, как коренное население, полностью признавшее власть Республики двух чужих народов – литовского и польского. Борьбу за такие войсковые права назвать борьбой за свободу можно условно, а вот за веру – это борьба действительно за свободу, свободу духа.

Хмельницкий ставит полякам в вину совершаемое ими насильно повторное крещение Русских и перечисляет их исторические земли. Он говорит, что те в «своей ненасытности присвоили и подчинили бывшие с древних времен земли и провинции Сарматские, или козацкие наши Руские, от Подолья, Волыни и Волоху[vii] и аж до самого Вильно и Смоленска долгие и обширные границы свои имеющие. А именно: землю Киевскую, Галицкую, Львовскую, Хелмскую, Белзскую, Подольскую, Волынскую, Перемышльскую, Мстиславскую, Витебскую и Полоцкую. И не только в упомянутых землях славное имя наше козацкое упразднили, но и братию нашу, Роксоланов, от веры отеческой православной душеспасительной Грекороссийской отторгнули и к пагубной Унии и Римскому заблуждению силой, гвалтом[viii],мучениями над совестью и тиранством привлекли и приневолии».

Становится понятным, почему современные Смоленск в Российской Федерации, Гродно, Витебск и Полоцк в Беларусии хотя никогда и не были в крае Украина, а в истории все-таки писались Малороссийскими городами. Такая странность есть следствие советского постулата о том, что «Украина и Малороссия – это одно и то же». Эти земли исторического проживания православных в Польше Богдан Хмельницкий называет «Руськими». А где же «украина»?

Поляки, решившись на действия насильственного характера в отношении Православия, натолкнулись на организованное сопротивление русских восточнее реки Случь. «"Стій тут, Ляше, по Случь наше!" сказав Богдан славний …», - так о позиции православных в этот период пишет в своем эпическом стихотворении «Шчо діялось на Вкрайіні» знаток Малороссийской культуры русский этнограф П. П. Чубинский – http://nightbomber-y2.livejournal.com/115850.html. Здесь, на 4-х татарских шляхах, на краю Диких Полей в на берегах Днепра находилось пограничье, которое в ряду многих украин Речи Посполитой поляки называли «Украиной Заднепровской», а козаки Хмельницкого «украиной Малороссийской»:

«Но [поляки] наконец положились[ix] мимо воли[x] королевской пана нашего милостивого и из самых крайних и дальних, от полей диких стоящих как-то: Чигирина, Терехтемирова, Переяславля, Полтавы и иных многих городов и сел по обеим сторонам реки Днепр стоящих, украины Малороссийской собственной, предковечной[xi]отчизны нашей знатнейших людей и козаков погубить и искоренить, и простой народ наш не только в ярмо невольничье запрячь, но и вопреки священным правилам святых Отцов наших ввергнуть в противную Унию».

Это и есть «украина» Хмельницкого, признаки которой совершенно совпадают с московскими «украинами» Д. И. Беляева. Ожидая поддержки своего движения Хмельницкий, назвал область украинных городов в Поднепровье краем, гранью, дальним, «остатним» рубежом Малороссийских земель – «украйной Малороссийской». Сработали польские правила уточнения определением простого названия «украина». С точки зрения пограничного термина получается «пограничье Русских земель». Для населения это название еще не имя - все такое же пограничье Речи Посполитой, которую они покидать пока не собираются, пограничье на краю Диких Полей. Это — все еще малая область на берегах Днепра. Так, через два года, 11 июня 1651 года в жалованной грамоте Киевскому Богоявленскому братскому монастырю Хмельницкий пишет, что Бог «сподобил меня неприятелей и гонителей православной церкви, матки нашей, Ляхов з украины в Польшу далеко прогнати» [7]. В это время (непростой для православного козачества июль 1651 года) его козаки дрались с поляками всего лишь под Винницей, под Житомиром и тогда, в 1651 году, эти земли Речи Посполитой для козаков являлись еще Польшей.


Перейти ко II главе >>>
Tags: История, Польша, Украина
Subscribe
promo nightbomber_y2 ноябрь 14, 16:00 16
Buy for 20 tokens
«Одна ложь родит другую» Теренций Публий Некоторое время назад на суд читателей было представлено масштабное исследование «Спецоперация «Ще не вмерла Україна». Изыскателю, пожелавшему сохранить инкогнито, удалось поставить под серьезное сомнение авторство гимна…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments